Из опыта преподавания

Тэги: 

Я очень хорошо запомнила своего первого ученика. Честно говоря, не знаю, кто кого боялся больше – я, студентка филфака, третьекурсница или мой подопечный, мальчик семи лет, которого никоим образом не беспокоило наличие двойки по чтению. Ситуация была следующая: узнав, что я приехала на каникулы, мамина знакомая попросила меня позаниматься чтением с первоклассником, т.к. техника его чтения не радовала ни маму, ни учителя, ни его самого и чуть-чуть не дотягивала до вожделенной и решавшей всю проблему тройки.

Узнав, что к нему пришла учительница, сей объект обучения немедленно спрятался под стол и завопил на всю квартиру: «Бабуль!!!! Ну бабуль! Ну можно я во двор на коньках?» Получив отказ, мальчишка вовсе не спешил вылезать из своего укрытия и весьма настороженно меня рассматривал и испытывал, не исчезнет ли мой педагогический пыл от этого сердитого взгляда. Я была озадачена. В моей голове то и дело проносились вихрем то основы педагогики, то возрастная психология, то еще что-то из той самой теории, которую долго и нудно проходят в пединституте… Но зацепиться было не за что. Макаренко и Сухомлинский ничем мне не помогли. И тогда я решила импровизировать. Я присела на ковер рядом и начала устанавливать контакт с ребенком своими способами… Бабушка, пришедшая на помощь с твердым намерением вытащить упрямого первоклассника из-под стола и усадить за стол силом, была отправлена на кухню, а Ольга Владимировна (именно так я теперь именовалась) проводила занятие.

Следующий урок состоялся всё-таки за столом. Мы начали играть по моим правилам. За 20 минут нам пришлось сделать 3 зарядки, причем разные. Внимание мальчика скакало и  падало куда угодно, только не на буквы и слова в букваре… К концу этого 20-минутного занятия у нас обоих на лбу была испарина… Помимо собственно чтения, мы успели еще и в несколько игр поиграть (конечно же, с буквами, слогами на карточках, которые принесла с собой Ольга Владимировна).  Ну что еще сказать? Процесс пошел. К моменту окончания моих каникул Вадим ЧИТАЛ! Высовывая язык и пыхтя, он старался изо всех сил, и скоро я узнала, что техника чтения была сдана!!! На «три»!!! Ура!!!! Не знаю, кто радовался больше…

После Вадима появились и другие ученики. Теперь я стала преподавателем английского языка с дипломом. Как ни странно, хороших и прилежных учеников мало запоминаешь. Помню, например, что меня попросили заниматься английским с девочкой, которую перевели в другую школу, где дети уже год как изучали английский. Мы догнали этот год за два месяца, занимаясь по три раза в неделю, все шло гладко и спокойно. Были девочки и мальчики, умные, усидчивые,  имеющие желание заниматься, достигающие хороших результатов без лишнего напряжения. Мне нужно было только направлять их, организовывать учебный процесс, а дальше всё получалось само собой.

Но по истечении многих лет мне больше вспоминаются ученики, с которыми было труднее всего. Помню Алину, которая швыряла учебник английского со всей силой об стену…Бабушка и дедушка не могли ей помочь с домашним заданием, а маме было не до нее. Ребенок возненавидел английский всеми фибрами своей души и хотел только одного – чтобы пришел кто-то, кто сделает за нее домашнее задание. Конечно, не сразу, но мы нашли общий язык. Опять – процесс пошёл… Через полгода меня встретила довольная мама и с улыбкой сообщила мне, что вчера она была на собрании, и ей сказали, что Алиночка читает лучше всех в классе! И на вопросы отвечает, и руку поднимает сама, хотя раньше на уроке английского она просто вжимала голову в плечи и старалась спрятаться подальше, поглубже…

После окончания института я устроилась в обычную школу учителем английского языка. В среду у меня было шесть уроков подряд. Я до сих пор помню это ощущение – приходишь домой и МОЛЧА обедаешь, нет сил, чтобы разговаривать. Мама относилась с пониманием: « Что, разговаривать тяжело? Устала?» Моя мама сама была учителем начальных классов и понимала как никто другой, как устаешь с детьми в школе…Если работать, выкладываясь по полной, разумеется. И так всегда. Не напоказ, а в будни. Кропотливый продуманный труд. Сейчас таких учителей становится, увы, всё меньше, сейчас иные ценности,  другие приоритеты.

Когда я вела английский у пятиклашек, я часто заходила в соседнюю группу – отнести журнал, сделать объявление (я была еще и их классным руководителем). Так вот моя коллега Дина имела совершенно иную стратегию и тактику проведения уроков английского. Каждый раз, когда я входила в класс, заставала такую картину: Дина сидит в состоянии задумчивости и листает каталог Avon. Ученики что-то пишут. В следующий раз – каталог Oriflame, а ученики опять что-то пишут, не поднимая глаз и головы. Я несколько озадаченно интересовалась пару раз, что же они пишут? «Слова», невозмутимо пояснила мне Дина. «В словарь.» Думаю, Дина прекрасно разбиралась в методике преподавания иностранного языка, и знала, что такое введение лексики, хоровая отработка, пре-коммуникативные и коммуникативные упражнения, разные способы отработки, а так же знала тысячу способов сделать урок интересным, насыщенным, познавательным для детей. Но ведь тут уж не посидишь, тут надо стоять, говорить, тратить свои силы, не говоря уж о тщательной подготовке продуманного урока, подбора материалов и т.д. Можно же проще. Пусть пишут. И вообще, английский – трудный предмет. Ну нет способностей – что ж тут поделать…

Для меня каждый ребенок – это целый мир. Познакомившись с этим миром однажды, в моей голове появляются уже не отдельные и сами по себе ничего не значащие всплески педагогической теории, а некий смутный образ, который необходимо дополнить, раскрасить, чтобы он заиграл всеми красками, чтобы получилась четкая и понятная всем картинка. И тогда – результат, тогда удовольствие от дополненного и преображенного ТОБОЙ мира. И в большинстве случаев я знаю, КАК это сделать. Конечно, иногда понимание приходит не сразу. Это вопрос времени, но вопрос решаемый. Все мои теоретические знания по педагогике, психологии, методике преподавания английского уже не мелькают в беспорядочном хаосе, а стали для меня фундаментом, на который накладывается мой опыт, педагогического чутье, жадность до новых знаний, до всего нового, что касается преподавания, и в результате получается весьма прочное и красивое строение. По крайней мере, я надеюсь на это.

У меня нет одинаковых занятий. Их и не может быть. Даже для учеников, которые учатся в одном классе, у меня будет совершенно разный план действий, план проведения урока, разная скорость подачи материала, разные способы отработки, разная манера общения, например… Это моя «кухня», накопленная за многие годы работы, здесь ее не опишешь на паре страниц, да и цели такой я здесь не ставлю.

Если у вас появились вопросы или желание обсудить этот блог - добро пожаловать в комментарии.