Об учебниках - УМК "Spotlight" для начальной школы

Тэги: 

Когда меня спрашивают об учебниках, мне почему-то сразу вспоминается анекдот:

Фотограф пришел в гости к домохозяйке.

- О, у вас великолепные фотографии, у Вас, наверное, очень дорогой фотоаппарат?

- А у Вас такие вкусные котлеты, у Вас, наверное, очень дорогая сковородка?

К чему я это? Как Вы уже догадались, ни для фотографа, ни для домохозяйки не так уж важно обладать чем-то безумно дорогим, чтобы выдавать качественный продукт своей творческой работы. Другое дело –  нужен просто качественный инструмент для работы. Так и с учебником иностранного языка – опытный учитель всегда видит конечный результат, к которому ему надо прийти в конце учебного года с этим конкретным классом. И поэтому опытный учитель все равно научит, иногда несмотря на те учебники, по которым он должен работать, а иногда и просто вопреки им… Вывод такой: поскольку идеального учебника не существует, преподавателю приходится выворачиваться наизнанку, чтобы много и разнообразно дополнять то, что одобрено ФГОС…

Конечно, будь например моя воля, я бы предпочла, чтобы моя дочь изучала язык с помощью учебников таких солидных издательств, как Oxford, Cambridge, Macmillan, Pearson. Но, увы, все это богатство используется или в частных школах, или в гимназиях с углубленным изучением языка. А уж если мы пошли в обычную школу, то будьте добры, познакомьтесь с УМК «Spotlight» УМК - это учебно-методический комплекс (то есть учебник+рабочая тетрадь+книга для учителя+сборник упражнений и т.д.). Потому как в обычной школе никто не будет платить бешеные деньги на приобретение дорогих учебников, а будут работать по тому, что есть в наличии в школе. Теоретически учитель может выбирать учебник из Федерального перечня и работать по нему. Практически – все работают по тому, что есть в школе в наличии, т.к. кому нужен такой геморрой – добиться согласия администрации и родителей, собрать с них деньги, закупить…

Итак, в качестве первого УМК нам достался «Spotlight». Когда я беру в руки учебник английского, тем более для детей, я стараюсь представить, что передо мной – учебник японского,  ну или норвежского…И представляю, как я по нему буду заниматься. Неудивительно, что сентябрьский пыл ребенка к октябрю сменяется недоумением, обидой и нежеланием делать д/з по английскому. Что сразу бросается в глаза? Почему-то все задания в рабочей тетради СРАЗУ даются на английском языке. Видимо, авторы УМК подразумевают, что родители, не знающие английского, должны сразу же нанять репетитора, т.к. кто же еще прочитает и переведет ребенку задания? “Look, read and circle”. Мне почему-то сразу представляется представляется эта строчка и виде иероглифов – как бы я отреагировала, будь я нормальным ребенком? Эх, мягко говоря, рассердилась бы. Желания делать д/з уже поубавилось. Чем дальше в лес – тем еще веселее. В качестве д/з нам настойчиво предлагается уже на 20 странице ПРОЧИТАТЬ диалоги и СПЕТЬ песенки. Мне безумно интересно, кто и когда уже научил детей читать? Этому-то англоязычные дети учатся порой по 2.5 года…Все бы ничего, но если бы я изучала корейский в школе, то придя домой, поняла бы, что все слова (или многие) данной песенки просто выветрились у меня из головы, и я совершенно не понимаю, как их читать… Если, конечно, не написать их звучание карандашиком по-русски сверху, как многие дети и делают… Из своей практики я знаю, что у очень многих ребят данные песенки вызывают огромное затруднение: чтобы ее наконец спеть, приходится разбирать каждое слово, многие слова сложные, совершенно незнакомые, и уходит на это уйма времени.

«Spotlight», безусловно, яркий, красивый, видео очень динамичное, моя дочь с удовольствием смотрит видео, «мультики», как она их называет, но я не могу не обратить внимания на то, что лексика почему-то подобрана немножко «садиковская». Зачем, скажите мне, в теме «Игрушки» в учебнике 3го класса дается слово лошадка-качалка? Вы видели хотя бы одного 9-10 летнего ребенка, который играет в лошадку-качалку? Лучше бы про планшет написали…

Честно говоря, я думала, что слишком придираюсь, что у меня просто пока профессиональный  «третий глаз» не открылся, и я вижу пока только недостатки. Но, почитав форум учителей английского, поняла, что мое мнение -  не единственное мнение такого рода.

Мнения учителей

(Цитирую отсюда https://www.englishteachers.ru) :

-- «Spotlight для началки - не самый лучший вариант. Такое впечатление, что авторы по-быстрому использовали не самый лучший зарубежный учебник в качестве основы. Известно, что, к сожалению, зарубежные учебники не отрабатывают навык чтения! Так что, для начальной школы - это неприемлемо.»

-- Мои тоже вообще не умеют читать.... Ввожу чтение с первой четверти во втором классе, а в третьих и четвертых провожу доп.занятия по чтению за бесплатно... Я и говорю, что приходится как-то крутиться, раз учебник без меня выбирали...

-- А вот Спотлайт, на мой взгляд, к удачным отнести сложно, мы по нему год поработали, по бесплатным экземплярам - и решили отказаться. Слишком уж много надо в него вкладывать, кучу дополнительной информации искать да перекраивать.

-- я решила его не использовать и вот почему:
• в первом разделе первый урок начинают со сложной песни, которую дети должны петь, не зная слов и не умея читать.
• все задания в учебнике только на английском, а формулировки для детей сложные и каждый раз разные, например: "Look and write the first letter in your notebook" (и это второй урок!!!); "Say and point the odd ones out".
Какой такой смысл в подобных формулировках, если дети их не поймут и все равно придется объяснять по-русски. Совсем нет опоры на родной язык.
• не хватает отработки лексики, например: в первом уроке есть диалог, а потом к нему возвращаются только в седьмом уроке, в промежутке три недели изучаем отдельные слова и буквы. Эти слова в диалогах не отрабатываются вовсе. И это все только в Starter Module.
В общем отработки слов не хватает, связь между уроками слабая, решила учебник не брать.

-- По рабочей тетради сразу море проблем. ..

-- Издательство "Просвещение" издает много замечательных учебников, но со Спотлайтом все же что-то не так.

-- Заваливать заданиями детей начальной школы - нарушение санпиновских норм. И еще совсем не любить детей.

-- Уж лучше Верещагина, чем Spotlight. Настойчиво внедренный в школу, где учится мой племянник (заканчивает 2 класс) этот учебник не дал каких-либо особых результатов. При том, что учителя делают все возможное, чтобы дети не утратили интереса. Итог первого года: лучшие ученики "читают" только очень знакомые слова, особенно если есть к нему иллюстрация, правильно пишут только очень короткие, но этот учебник при отсутствии заданий на овладение письмом (подстановка 1 пропущенной буквы - не есть обучение навыкам письма) предлагает читать и написать очень сложные слова. всякий раз, когда я прихожу в школу за племянником, бабушки и мамы засыпают меня вопросами, как читать: алфавит выучили, читаем неправильно. И вина тут не учителя: я вижу по записям, что она всячески пытается дать детям хоть какой-то уровень понимания основ правил чтения - транскрипцию. Но не на чем это отрабатывать Более того, диск для ученика, купленный в издательстве, - полная копия диска для класса, и там нет упражнений к раб. тетради. ОТКУДА ИХ ДОЛЖНЫ ВЗЯТЬ ДЕТИ И РОДИТЕЛИ??

Мнение родителей:

Старшему сыну очень «повезло» заниматься по данной линейке учебников с 2 класса… Тут много говорилось о плюсах и минусах, о профессиональных качествах учителя работавшего с этим учебником.. Извините, но дети не могут с ним работать, домашнее задание подразумевает, в моем понимании самостоятельное выполнение ребенком заданий, для закрепления знаний… По данному же учебнику это невозможно в принципе.. Каждый раз сначала мы родители пытаемся разобраться, подключая все возможные ресурсы, что нужно сделать… А если не дай боже ребенок приболел и пропустил пару уроков… подготовка к очередному контрольному тесту превращается в кошмар..Сейчас мы перешли в 6 класс… И я понимаю что без постоянной помощи репетитора не обойтись.. Я считаю что учебник это учебное пособие в первую очередь для ученика, и он должен быть его помощником в получении знаний и даже если он где то что не до понял или не сразу разобрался в течении урока, он смог это сделать дома. И при этом нельзя уповать на то что ребенку повезет с учителем, а если нет…

Есть и положительные мнения учителей:

--Конечно, идеального учебника не бывает, но УМК Spotlight, в какой-то мере, это прорыв в обучении английскому языку (сугубо моё мнение). Успешность обучения по этому учебнику заключается в параллельном использовании учебника, аудио, рабочей тетради, видео.

-- действительно, начальная школа (2) "грешит" отсутствием дриллов для чтения (по сравнению с учебником Верещагиной для 2го класса), но в этом учебнике на мой взгляд реализовывается коммуникативный подход как таковой! А это всегда требует больших усилий от учителя. Прежде чем начать читать дети должны много слышать. Т.е. это своего рода уроки погружения. Отсюда "tree house/glAss" и др "несуразицы". Цель этого года - начать развивать языковую интуицию. Учебник для 6го класса нахожу ОТЛИЧНЫМ! В нем есть все чтобы развивать коммуникативную компетенцию во всех ее составляющих по всем языковым аспектам. По этому учебнику можно тренировать все типы чтения, аудирования,письма в рамках европейских и теперь уже российских стандартов обучения иностранным языкам. Они ВЕДУТ к ЕГЭ! Просто сравните формат учебника с заданиями и формат ЕГЭ! Другое дело, что учителю необходимо быть постоянно начеку, следить за участием каждого ученика,трудно давать и проверять ДЗ, т.к. многие творческие (письма, проджекты, диалоги и др.), поэтому учителю обычной школы (в отличии от частной или репетиторов) следует ХОРОШО подумать брать ли этот учебник! Но, опять но, ЕГЭ уже не эксперимент, поэтому хотят или нет учителя, а преподавание им придется пересмотреть, потому что полноценно подготовить ребят к успешной сдаче ЕГЭ, а следовательно вооружить их той самой пресловутой коммуникативной компетенцией (или наоборот ) им придется научиться "любить" если не Спотлайт, то учебники построенные на подобном принципе.

СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ...

Вот такая картина. Ваш ребенок не виноват в том, что он не умеет читать по-английски после пары недель обучения. Не виноват в том, что он иногда ничего не понимает в заданиях из рабочей тетради. Не понимает (впрочем, как и Вы), откуда взять аудиофайлы для выполнения некоторых упражнений из рабочей тетради, которые задают на дом без всяких комментариев. Не виноват в том, что у него порой не получается петь песенки на английском. (а ну-ка, мама, сбацай нам на корейском!) А Вы уже начали сомневаться в его способностях? Не надо. Раз уж нам выпала такая прекрасная возможность наслаждаться коммуникативным подходом вместе с УМК "Spotlight", то давайте работать вместе - и учитель, и дети, и родители :)

Наверное, каждый вдумчивый опытный учитель английского языка может лет через 15-20 преподавания САМ (или вместе с такими же талантливыми коллегами) написать учебник, и это будет самое замечательное пособие на свете…Ребенок сможет разобраться в нем сам, без чьей-либо помощи, написан он будет доступно, понятно, интересно, будет иметь в составе все необходимое как для ученика, так и для самого учителя. Эта книга будет будить интерес к предмету так, что дети будут просто влюбляться в язык со всеми вытекающими отсюда коммуникативными последствиями в виде прекрасного чтения, шикарного говорения, беспрепятственного понимания на слух и будут писать такие письма, что проверяющие ЕГЭ от удовольствия будут цокать языком и подпрыгивать на стуле. Но, увы, наша реальность такова, что «жираф большой, ему видней». Есть издательства, есть авторы, есть ФГОС, и все это замешивается таким прочным коммерческим цементом, главным компонентом которого является прибыль...

Я не говорю, что Спотлайт – плохой учебник. Отнюдь. Это ведь еще вопрос восприятия учителя, вопрос менталитета. Если учитель в 2015 году на 100% уверен, что лучше учебника Старкова, по которому работали в советское время, быть ничего не может, то это, уж, извините, упертость восьмидесятого уровня, выражаясь современным языком. А еще нежелание разбираться в чем-то новом, возможно просто лень, а возможно, учитель воспринимает вообще все новые учебники (тем более «ненашенские»!) как попрание традиций и угрозу своей безоблачной профессиональной деятельности).

Я говорю о том, что Спотлайт - трудновоспринимаемый  для детей, и это факт. Наше дело – облегчить им процесс обучения. А как это сделать, читаем здесь.

Вы - учитель английского и хотите высказать свое мнение? С удовольствием почитаем!

Если Вы - родитель и хотите задать вопросы, то смело задавайте в комментариях, постараюсь ответить.