Пересказ на английском, или как сделать жизнь легче.

Тэги: 

Все мы сталкивались с таким заданием, как пересказ. И школьники, и студенты, и взрослые, которые давным-давно всему научились… "О чем был вчерашний фильм? Стоит ли читать эту книгу, о чем она?» Еще проще: «ну че там, кто кому забил?» Довольно-таки часто в жизни всем нам приходится что-то кому-то пересказывать, то есть передавать какую-то информацию  своими словами. Когда речь идет о родном языке, с пересказом многие справляются довольно-таки успешно. Но если «переключить раскладку», то картина меняется.

Сколько раз мне приходилось наблюдать, как на уроке в школе какой-то текст в классе читают, переводят, а на дом задают пересказать. Вроде бы все ясно, цели такой работы самые что ни на есть замечательные – закрепить лексику и грамматические конструкции, развивать умение анализировать и выбирать нужную информацию из текста, а самое главное – закреплять умение ГОВОРИТЬ на английском и т.д. Но практика показывает другое. Мне совершенно ясно, что только прочтения и пересказа недостаточно для большей части учеников. Один-двое может и справятся, но остальные приходят домой и грустно так смотрят на этот текст… Ну не знает ученик, КАК и что ему делать. С какого бока к тексту этому не подойдешь - не получается. И вместо того, чтобы анализировать, отбирать самое важное – ученик начинает этот самый текст просто учить наизусть. Ну выкинет несколько предложений (тэкс, одно из этого абзаца, из этого парочку). Ни к чему хорошему эта зубрежка не приводит. Заучил, на уроке рассказал (уффф!!!) и все…забыл благополучно. Какое уж тут говорение.

В вузах частенько повторяется то же самое. Только тексты подлиннее да посложнее. А если преподаватель, не дай Бог, перебьет студента, то все…Сидит бедный студент и хлопает глазами, так как продолжить он уже не может, если только опять начать с начала. А если уж еще и вывод попросят сделать своими словами на английском…Грустно, в общем…

Как же можно оживить эту печальную картину?

Добавим красок. В прямом смысле. На моих уроках мы частенько рисуем. Разноцветными фломастерами ))). И не только с маленькими детками, но и с подростками, и со взрослыми. Это несправедливо: учебники для началки всегда яркие, красочные, каждое новое слово-выражение «нарисовано» - везде картинки, картинки, картинки. Чем мы старше мы становимся и чем дальше в язык углубляемся – тем сложнее «выражаться картинками», тем больше абстрактных и сложных понятий появляется. Тем труднее нам перейти в другое измерение – туда, где мыслят образами. Но мы попробуем.

Например, возьмем текст Acid Rain из учебника для 7го класса «Spotlight». Вот он, моя прелесть.

Ох уж этот Acid Rain…читаем и сразу поэтапно рисуем.

1. The problem

The problem starts here. Cars burn petrol, factories and power stations burn coal and emit toxic fumes. So, the air that we breathe becomes polluted.

2. Air pollution and acid rain

This pollution is gathered in clouds and with the oxygen and water in the atmosphere it becomes acid. The winds carry the polluted clouds across long distances, far away. When it rains, this pollution lands on trees, houses, buildings, cars, clothes, everywhere!!! This is called acid rain, but there is actually ‘acid fog’, ‘snow’, and ‘sleet’ in the same way!

3. Water and soil pollution

When acid rain falls into lakes, streams, rivers and seas, they become toxic. This is water pollution and it harms, kills or wipes out fish and plant species.

When acid rain flows through the soil, it poisons trees and plants. Acid rain also causes serious damage to important buildings and objects.

4. Good news

The good news is that governments have been trying to reduce the air pollution that causes acid rain. Some industries have been using new technologies for some time to help make factory smoke less harmful to the environment.

But we need to do more! We can help reduce the amount of acid rain by using our cars less or by using solar power to heat our homes.

Отмечу, в данном тексте семиклассникам впервые встречается парочка форм Present Perfect Continuous – have been trying и have been using. Мы их тоже выписали на нашу опору, чтобы глаз привыкал, так сказать.

Нарисовали? Теперь начинаем рассказывать по нашим картинкам-каракулям, первый раз разрешаю подглядывать в учебник. Говорим медленно, проговариваем четко все новые для этого модуля слова и выражения – acid rain, burn petrol, emit toxic fumes, becomes polluted, gathered, oxygen, atmosphere, water and soil pollution, sleet, wipes out, poisons trees and plants, causes serious damage, reduce the air pollution, harmful, solar power, heat our homes.

Теперь ответим на вопросы из учебника. Зачем? Чтобы на них ответить, нужно будет найти самое главное в тексте. И проще это сделать, ткнув в нужную картинку.

Give a talk about acid rain: what acid rain is, what causes it, what effects it has, what governments are doing, what can we do.

Справились? Справились.

Следующий этап – пересказываем с опорой на картинки. Сразу не получается – пишем карандашиком начало предложения, потом можно стереть.

Кому-то нужно чуть больше времени, кому-то чуть меньше на отработку этого этапа.

Ну и последний пункт. Оп-ля! Убираем картинки и рассказываем без учебника и без картинок. Но наш хитрый мозг уже их записал себе куда надо, и картинки все равно стоят перед глазами. Помогая нам пересказывать. И рассказываем мы вроде как и не наизусть, но получается логично, последовательно и близко к тексту. А главное – ученик понимает, о чем он говорит…

Вывод: единогласное мнение моих учеников - «Да, так легче!!! Лучше запоминается.»

А я от себя добавлю: с пересказом справились легко, нужные слова запомнились сами, а не «списком», а также бонусом идет развитие навыков устной речи. Для сильных учеников – навыков беглой устной речи. Так как им я жизнь немножко усложняю – они пересказывают мне текст с дополнительным заданием уложиться, например, в полторы минуты, (вот такой я зверь))). Как только они видят, что Ольга Владимировна включает секундомер, так понимают, что сейчас надо будет быстро-быстро «чесать» языком, по-английски и желательно без ошибок, а то еще раз придется кросс сдавать. Хотите спонтанную беглую речь – побежали. И потом - на горизонте ЕГЭ, так что мои ученики привыкают даже и с 7го класса к секундомеру на столе и к тому факту, что твоя речь записывается. (Тяжело в учении, легко на экзамене).

Ну а если серьезно:

- Мы сэкономили время, которое ушло бы на бессмысленную зубрежку. Теперь, когда нам надо будет подготовиться к итоговому тесту по теме (или за год), достаточно будет достать наши листочки и уделить им несколько минут, и все слова сами «вспомнятся».

- С помощью ассоциативной памяти мы усилили способности запоминания и развили мышление и память.

- Мы развивали заодно и нашу способность творить (некоторые ученики подают такие идеи – в жизни бы никогда сама не додумалась, честное слово! Креатив бьет фонтаном ))).

- Да и просто мы получили удовольствие от такой работы, а если человек делает что-то с удовольствием, это значит, что он будет возвращаться к этому занятию снова и снова. И не будет бояться пересказа. И вообще перестанет бояться говорить по-английски. И у него появится уверенность: Я могу! Ура!

Благодарю за идею преподавателя английского языка Дарью Масловскую, ее пост о визуализациях, который я читала здесь http://anglofeel.ru/blog/angliyskiy-v-kartinkah-vizualiziruy-eto.

А как вы работаете над пересказом на своих занятиях? Какие методы используете?