Как я работаю с начальной школой. Часть 1 - разные УМК

Тэги: 

Вот и закончился 2014-2015 учебный год. Так сложилось, что в этом учебном году мне много пришлось работать с началкой (то есть с детками из начальных классов), поскольку моя дочь в этом году закончила 2й класс, и у меня очень много знакомых с детьми такого возраста. Эта работа подарила мне много положительных эмоций. Приятно видеть эти любознательные глазки, это желание изучать иностранный язык (к сожалению, частенько бывает так, что к средним и старшим классам энтузиазм утихает). И очень наглядно видны результаты: в сентябре ученики не знали еще ничего, а в мае уверенно читают, с удовольствием поют песенки, рассказывают диалоги, многое понимают на английском и могут сами рассказать о себе, своей семье, игрушках, одежде и т.д.

Думаю, когда мои дети вырастут, я перестану работать с младшими классами, т.к. это работа очень трудоемкая, энергозатратная, приходится много говорить, причем очень выразительно, так как детки все копируют – мою речь, интонации, и это очень важно именно в самом начале изучения языка. А также приходится быть актрисой, играть в игры, делать зарядку вместе с детками, а иногда просто дурачиться вместе с ними (но на английском, разумеется). Наверное, когда мои дети вырастут, я стану степенной солидной дамой и буду готовить исключительно взрослых учеников к международным экзаменам, таким как IELTS, но пока…

Итак, в поле моего зрения в этом учебном году попали следующие УМК: «Starlight» для школ с углубленным изучением языка, «Spotlight» для обычных школ, «English» Верещагиной (УМК для углубленки, но используется иногда в обычных школах) и «English World» Mary Bowen, Liz Hocking издательства Macmillan.

Наиболее приятное впечатление произвел «Starlight»: учебник яркий, интересный, современный, весь материал подается постепенно, последовательно, особенно порадовало количество и разнообразие упражнений для отработки – их достаточно! Детям особенно нравятся стикеры, которые надо приклеивать в рабочую тетрадь для выполнения некоторых упражнений. УМК укомплектован по полной, работать удобно.

«Spotlight» - одно из его достоинств, пожалуй, сам формат, он приближается к учебникам зарубежных издательств, макмиллановским например. Это шаг вперед от учебников старого типа (та же Верещагина, например) к новым, призванным решать в первую очередь коммуникативные задачи. Еще плюс этого УМК в том, что он укомплектован видеокурсом, который очень нравится детям. О минусах я писала в отдельной статье: иногда это несогласованность компонентов, иногда отсутствие преемственности и последовательности в подаче материала. Возникает стойкое ощущение недоработки данного УМК, поэтому я дополняла его Старлайтом и Верещагиной при необходимости.

«English» Верещагиной мил сердцу многих учителей английского, видимо поэтому я становлюсь свидетелем того, что этот учебник и сейчас берут за основу в обычных школах, только растягивают его: во втором классе изучают 1ю часть «English-2», а в третьем 2ю часть этого же учебника для 2го класса. Мое восприятие – данный УМК становится частью прошлого, он старомодный, слишком медленный для нашей быстрой жизни, если можно так выразиться. Он хорош для постановки навыков чтения, в нем достаточно дриллов для чтения, чего нет во многих учебниках зарубежных издательств, но…Аудиокурс к данному УМК новым поколением детей не воспринимается вообще: он слишком медленный и занудный. Это мое мнение, основанное на наблюдении за детьми в течение последнего года, например.

«English World» Mary Bowen, Liz Hocking издательства Macmillan используется на языковых курсах. В школах его не берут, т.к. цена достаточно высокая (учебник+рабочая тетрадь стоят порядка 1500 руб. - это было в сентябре 2014 в Уфе). Однако родители, заинтересованные тем, чтобы их чадо знало английский, отдают ребенка на курсы, где их и просят приобрести данный учебник. Учебник хорош. Ну а что еще можно ожидать от авторов бестселлера «Way Ahead»? Как и в Старлайте, в нем достаточно упражнений для отработки лексико-грамматического материала. Нравится и детям, и учителю.

Естественно, в своей работе я использовала не только учебники. Чего хотят дети? Конечно же, играть. Играть с игрушками, в мячик, в игры, петь, танцевать, а не сидеть по 45-60 минут за столом. Если сказать по-научному, для данного возраста ведущая деятельность – это игра. Каков ребенок в игре, таким он будет и в жизни. Многие родители знакомы с этой педагогической аксиомой. А также игры и зарядки – это замечательная профилактика близорукости, гиподинамии, сколиоза. В нашем же случае на уроках английского языка все эти игры, песенки, зарядки должны быть подобраны так, чтобы узнать новую лексику/грамматическую структуру или закрепить изученное в учебнике.

Итак, какие же песенки были использованы в моей работе в этом году, какие из них стали хитами, а какие не очень понравились детям? Поговорим об этом во второй части моего блога о начальной школе.