О мотивации, Новом годе и новой жизни прямо с понедельника!

Тэги: 

Вы, конечно же, знаете, что в 2018 году 1е января - это понедельник! Многие из нас любят обещать себе начать что-то делать с понедельника. Бегать, делать зарядку, не есть много сладкого и конечно же, выучить английский в наступающем Новом году! А тут тем более и Новый год и понедельник сразу. Тут уж  не отвертеться!

Но часто бывает так, что потом энтузиазм угасает… Один из вечных вопросов, который волнует преподавателей иностранного языка: «Куда уходит мотивация?» А иногда вместе с ней и сам студент. Действительно, еще вчера почему-то желание учить английский было, энтузиазм был — а сегодня, увы, испарилось это желание. Почему так происходит? Нет стимула… «Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видим, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию», - это не я издеваюсь, а так написано в учебнике педагогики. Да-да, человек, как и животное, нуждается в стимулах.

Причины снижения мотивации бывают разные. Помнится, встретила я как-то маму своего школьного ученика, и она сетовала, что мол, когда Вы работали в школе, сын с удовольствием ходил на уроки, всегда с желанием делал домашку. А сейчас, с другой учительницей, ничего не хочет делать! На что я ей ответила, что вряд ли в этой ситуации дело было в преподавателе. Дети тогда начинали учить английский в 5 классе, все с большим желанием, на уроке всегда лес рук, материал усваивался замечательно… Дальше — сложнее. В 7 классе уже и грамматика посложнее идет, и лексический запас увеличивается значительно (по крайней мере, должен). Не у всех все получается, домашка становится больше, и для многих — непонятнее. Поэтому и интерес закономерно снижается.

Получается, одна из причин снижения интереса - усложнение материала. Как только учиться становится чуть сложнее, наш хитрый мозг пытается отторгнуть сложное, чтобы не напрягаться лишний раз. Это происходит не только с детьми, но и со взрослыми. Со взрослыми даже чаще. Поэтому многие так и остаются на уровне «вечный элементари» всю жизнь, при этом испробовав много вариантов изучения — различные курсы, разные преподаватели, самостоятельное изучение, новомодные и многообещающие методики, рекламируемые в интернете и т.д. А воз и ныне там.

Вторая причина — смена преподавателя. На примере своей дочери и многих знакомых учеников я тоже наблюдаю этот вариант развития событий. И иногда действительно «нет повести печальнее на свете». Отучившись, например, год у хорошего, заинтересованного учителя, дети в следующем классе попадают к учительнице, которая не ведет урок, а занимается своими делами. Такое тоже бывает, это реалии современной российской школы.

Но что делать, есть учитель-то тот же самый? Лично я сама столкнулась со снижением мотивации у нескольких своих учеников. Например, есть у меня ученик, с которым я занимаюсь с 1 класса с нуля. В 1-2 классе ребенок занимался с большим удовольствием, появились успехи, весь урок мы общались полностью на английском. По сути дела, к середине 3 го класса талантливый мальчик обогнал своих сверстников и знал уже материал 4-5 классов. Моя ошибка была в том, что я и стала воспринимать его как пятиклассника. Стала задавать побольше домашки, на уроке стало меньше игр, больше лексики и грамматики. И все. Желание немедленно пропало… Пришлось его восстанавливать: поменяли учебник на «Super Minds 3» (с большим удовольствием работаю по нему, планирую написать отдельный пост). Шпионская история, вплетенная в сюжет, коды, ключи, которые надо разгадывать — все это немедленно вернуло желание заглянуть в учебник, поработать по нему. А также я вернула прежний ритм: из 60 минут мы 30-40 работаем по учебнику и рабочей тетради, остальное время — интерактивный диск с играми (особенно в восторге от стрелялок, вариант составления предложений), ходилки, разные настольные игры, отгадайки и т.д.)

Получается , одна из причин потери интереса — когда преподаватель не учитывает индивидуальные особенности, включая возрастные. Причем возраст здесь — понятие условное. Есть у меня пятиклассник, уровень восприятия которого идет примерно на пару лет младше. Он живет в своем мире, и в школе ему трудно. В то время как одноклассники уже интересуются девочками, курят за углом школы, и разными способами пытаются казаться взрослыми, он может с удовольствием посмотреть с сестренкой «Лунтика». При этом когнитивные способности хорошие, память замечательная, иностранный язык освоить может при должном подходе. После получения им тройки за четверть, мотивация у ребенка тут же снизилась… Мама обратилась ко мне, работаем, теперь получает четверки и пятерки и ходит на занятия с большим удовольствием, собирается поехать за границу учиться. Готов явиться ко мне даже в воскресенье и всегда жалеет, что занятие закончилось. Для таких деток нужен индивидуальный подход.

Конечно, для достижения результатов все средства хороши. В том числе и внешняя мотивация. Я имею в виду пресловутые стикеры. О них уже знают все учителя, и многие ими пользуются… В конце урока, если все прошло хорошо, ученик получает стикер. Если забыл тетрадку («нашу! волшебную, в которой все подсказки записаны, все опоры»), то куда же я буду приклеивать стикер? Увы, некуда. В следующий раз. Если работал хорошо, один стикер. Если что-то значительное — например, тест по модулю, можно два стикера или один «that big sticker»(«воон тот, большой!»), с придыханием просят некоторые, тут же тренируем this-that, these-those. Иногда родители за набранные 20 стикеров покупают что-то своему чаду или ведут куда-то развлекаться. Все это прекрасно работает не только с начальной школой, но иногда и со средними классами. Я была удивлена, когда девочка-пятиклашка с фанатизмом собирала в свою тетрадь стикеры с человеком-пауком, чтобы все были у нее, «I would like to have them all, I want my collection!» Эх, если бы найти такого «человека-паука» для взрослых...

Здесь важно уловить момент, когда стикеры становятся не нужны, не важны и более не интересны. Внешняя мотивация заменяется внутренней. У девочек обычно это происходит пораньше, у мальчиков позже. Но все индивидуально, конечно. Некоторым стикеры вообще не интересны. Возможно, их слишком много (за разные занятия, кружки, секции и тд.) Например, у моего шестилетнего сына есть отдельный блокнотик, куда приклеиваю стикеры за домашку на подготовку, за чтение, логопед тоже выдает за старание. Так вот, сейчас он не желает заниматься даже при условии получения хоть пяти стикеров. Поиграть в Лего важнее…

Помимо это, внешняя мотивация — это любые виды поощрения: похвала, одобрение, ободрение. Ученик работает на занятии, что-то получается, что-то, возможно, не сразу. Все равно надо похвалить. Положительные эмоции вселяют уверенность, настрой у ученика будет совсем другой. «Wow, now you can speak English!» даже, если получилось правильно сказать пару предложений. Хвалим по-разному: Great work! Excellent! Magnificent! How extraordinary. Amazing! I love it!Awesome! You did it! I am proud of this.Very impressive. Bravo! Superb.

Внутренняя мотивация обычно хорошо развита у старших школьников и связана со сдачей экзаменов и поступлением в вуз. А также внутреннее убеждение, что английский будет нужен во взрослой жизни, поможет получить престижную и высокооплачиваемую работу. Такие дети обычно приходят ко мне из языковых гимназий. Огромную домашку они делают сами, я лишь проверяю и комментирую. Мы выбираем самый сложный материал из модуля и прорабатываем его. Здесь моя задача — больше направлять. Ну и конечно же, контролировать усвоение. Из внешней мотивации здесь - грамоты за олимпиады и сертификаты за международные экзамены. Радуют, еще как! Ну а самая лучшая внутренняя мотивация - использовать язык и видеть, что он реально пригодился в жизни. Буквально на днях моя ученица вернулась из поездки во Вьетнам и пришла на занятие, светясь от счастья. Оказывается, она разговаривала на английском. Причем из всей семьи общаться с администратором, официантами и тд. могла только она! «Моя мама была в шоке, что я так могу! Что я все понимаю! И говорю!» Это шестой класс, 13 лет. Конечно, так и учиться дальше хочется, когда видишь результаты.

А насчет взрослых… Действительно мотивированные — это те, у кого или на работе ситуация такая «Или я заговорю по-английски, или меня уволят с хорошей работы». Или необходимость переехать в другую страну и там выживать, причем через полгода (иногда и через три месяца). За годы работы встречала много таких запросов: «Оо, в феврале ехать в командировку на месяц, общаться будут только по-английски, готов заниматься каждый день по пять часов и делать все, что вы скажете, только помогите!!!» Уважаемые студенты, не доводите до такого…

Преподаватели, как вы работает над повышением мотивации? Как поддерживаете ее?

Студенты, какой стимул работает в вашем случае? Буду рада обсудить!

Всех с наступающим Новым годом! Пусть он принесет Вам успехов как в изучении языков, так и в их преподавании!