Для родителей

Тэги: 

Этот раздел для родителей был написан, т.к. мне приходится бесконечно отвечать на одни и те же вопросы:

Рекомендации для родителей, дети которых начали изучать иностранный язык (а лучше, если еще не начали)

Что делать, что делать?!?

Как облегчить ребенку жизнь, если иностранный язык воспринимается им как мучение?

Лучше конечно, до такого не доводить.

  1. Главный дошкольный принцип: слушаем, слушаем и еще раз слушаем. Каждый день! Слушаем все – песенки, считалочки, смотрим мультики, - все, что нравится ребенку и ничего через «не хочу». Пока ребенок много не «наслушал», читать он не начнет. Чем раньше, тем лучше, можно с рождения! В интернете много чего можно найти на эту тему– например, http://english4kids.russianblogger.ru. Или http://www.english-cartoons.ru/forteachers.html . И так далее…
  2. Второй принцип: сами родители должны демонстрировать положительную установку на изучение другого языка, позицию мультиязычности, поощрять любые старания ребенка (а не только успехи), говорить самим на разных языках, пользоваться в поездках, например. Если Вы сами при ребенке говорите «ну и что, английский не главный предмет, не знает, ну и ладно, я тоже вон – 10 лет учил, и что? Ничего не знаю.», то чего же вы ждете от ребенка? С такой позицией мы имеем такие результаты.
  3.  Продолжаем слушать и смотреть. Ваш ребенок начал изучать английский язык в школе. По учебнику, например, по УМК «Spotlight»? УМК – это учебно-методический комплекс, а значит, к нему есть  видео, аудио. Ребенку нужно слушать эти материалы каждый день, так что Ваша задача – обеспечить ребенку их  наличие. А включать они и сами умеют, моя дочь, например, сама включает на ноутбуке видео к Spotlight, усаживает рядышком младшего братишку и они вместе сидят и смотрят с удовольствием мультики про обезьянку Чаклза, слушают песенки про девочку Лулу и мальчика Ларри. Помимо этого, там озвучиваются все слова и выражения, показываются картинки. Так зачем же вы мучительно вспоминаете, как произносится слово burgers, например (то ли бюююргерзз, то ли бёёёгэс). Просто включите и слушайте, там все начитано носителями языка. Потом не надо будет исправлять неправильную интонацию и произношение…Просто слушай-повторяй, очень простой принцип. Чем чаще - тем лучше.
  4. А еще к УМК «Spotlight» (и к другим УМК тоже) есть книга для родителей, стоит она недорого, порядка 150 руб. Там объясняется, как делать с ребенком д/з, и даны правильные ответы. Вы знали о ее существовании?
  5. И наконец, придите побеседовать с учителем английского в школе, а еще лучше, пригласите педагога на родительское собрание. Именно так и делается в языковых гимназиях: учитель регулярно проводит консультации для родителей, для этого есть даже специальное расписание. Держите руку на пульсе. Пробелы могут накапливаться как снежный ком, и если Вы узнает о них за 2 месяца до сдачи ЕГЭ по английскому (а его планируют сделать обязательным к 2020 году), то никакой даже самый расчудесный репетитор чуда не совершит.
  6. Опирайтесь на родной язык. Чем лучше ребенок владеет родным языком, чем богаче и правильнее его речь на родном языке, тем легче ему будет овладеть иностранными.
  7. Помогайте вашему ребенку, поддерживайте его, хвалите за старания, а не только за успехи. Не ругайте за ошибки. Если пытается что-то сказать на английском – пусть говорит, не надо перебивать его на середине фразы и исправлять! Не ждите сразу больших успехов, детям нужно время, чтобы освоиться в этом новом для них занятии – изучении иностранного языка.
  8. Раньше был такой хороший обычай при изучении иностранного языка в школе: мы вели словарики. Может быть, и вы помните толстую тетрадку с надписью Vocabulary? Страницу мы делили на 3 части: в первой писали слово (или выражение), во второй его транскрипцию, в третьей перевод. Сейчас почему-то в школе не ведут словарики. А я рекомендую это делать. Учебный год кончится, учебник вы сдадите обратно в библиотеку, а в сентябре ваше чадо придет на урок английского, получит домашнее задание, и вы вдруг выясните, что многое позабыто. Ведите словарик, повторяйте слова и речевые образцы во время каникул (плюс неплохо видеокурс смотреть иногда), хвалите ребенка: «О, у тебя уже 200 слов в словарике? Давай-ка проверим, все ли ты их знаешь? Ты молодец!» На крайний случай можно просто отксерокопировать последние страницы учебника, и периодически повторять их – на холодильник повесить, например :)

Просто, не правда ли? И без особых затрат…


Нужен ли репетитор, или можно справиться самостоятельно?

В моем детстве вопрос о репетиторах вставал крайне редко. Мы сами делали домашние задания, сами учились – по крайней мере, таких учеников было большинство. У кого-то лучше получалось, у кого-то хуже. Сейчас система образования не оставляет нам выбора: например, домашку по предметам «Окружающий мир» и английский (по УМК «Spotlight») дети сами делать не могут. Все мои знакомые родители говорят об этом. И я тоже констатирую этот факт с сожалением. Получается такая картина: у тех деток, у кого есть кому помочь по английскому (мама, бабушка, репетитор) - то есть разъяснить все, прочитать, отработать непонятные моменты, - у тех и д/з сделано и в голове полный порядок. У тех, кому помочь некому – увы, полный хаос вместо системы знаний. Почему так? Подробнее здесь. Если вы хотите справиться с английским самостоятельно, без помощи репетитора, то можете прочитать мои рекомендации здесь. Если думаете о помощи репетитора – то читаем дальше.

Итак…Как выбрать репетитора?

«Встал вопрос о репетиторе для дочки. Даже не знаю, как подойти к его решению, на что обращать внимание. Понятно, что по рекомендации лучше всего, но знакомых, которые могли бы порекомендовать, нет. Больше всего меня волнует, как оценивать эффективность работы репетитора, по успеваемости? Наверно да, но что, если успеваемость не повысится, например, за месяц, это адекватный срок для оценки качества занятий? Справедливо ли требовать от репетитора каких-то гарантий или покупать кота в мешке, платить за услугу, не зная, какой ожидать результат, и репетитор ответственности никакой не несет? Поделитесь опытом, особенно интересно мнение тех, кто сам занимается репетиторством».

Вот такие мысли очень часто возникают у родителей. Хочу сказать, что репетиторы бывают  разные. И отношение у них к своей работе тоже бывает разное. Недавно одна мама поделилась наболевшим: «Понимаете, у нас ЕСТЬ репетитор. Но…она не приходит!!! И не предупреждает!!! Мы и так пошли репетитору навстречу насчет графика – ребенок учится во вторую смену, нам бы удобнее по утрам заниматься, когда голова еще «свежая», но учительница предпочла вечернее время в будни и субботу. И вот, мы ее ждем-ждем в субботу, хотя это нам неудобно, уезжать надо по своим делам, и в результате никто не приходит. И не звонит даже! Очень обидно…Хотя мы оплатили 10 занятий вперед…Да, а еще нас попросили купить другой учебник с рабочей тетрадью за 1500 руб. И еще один момент, дочка рассказала, что во время занятия учительница сидела и общалась в телефоне, пока она выполняла задания из той самой купленной тетради » Да уж… Очень простой выход – заставить родителей купить другой учебник+рабочую тетрадь, надавать по ним заданий, и пока ребенок их пытается делать, можно заниматься своими делами…И готовиться не надо, и  продумывать занятия не надо – простая схема… Удобно, что и сказать. Будет ли эффективность у таких занятий? Конечно же, нет.

Так что ищите и выбирайте ответственных, заинтересованных и влюбленных в свой предмет преподавателей. Сейчас, к сожалению, таких немного, и расписание бывает занято на год вперед. Если вы занимаетесь с таким преподавателем – вам очень повезло :)

Важен ли возраст преподавателя? Наличие ученой степени?

Это уже дело личных предпочтений, конечно. Мое мнение: эти факторы не настолько важны. Ваш репетитор может быть «сразу после института», но если у него  «глаза горят» и он полон филологического и педагогического энтузиазма – то вперед! Возможно, эта кандидатура будет лучше, чем учитель с большим опытом работы в школе, но с «замыленным» взглядом и наработанной за многие годы усталостью…

По поводу ученой степени могу сказать следующее. Когда мы приглашаем в репетиторы для своего ребенка кандидата наук (и его часовая ставка немаленькая, как вы знаете), то мы ставим себе некую галочку: вот какой я молодец, я хороший папа (или хорошая мама), денег на свое чадо не жалею! Однако результат, увы, не всегда настолько хорош. Один мой знакомый директор-основатель частной школы однажды пожаловался, что вот мол, пригласили мы поработать кандидата наук, зарплату ему платили немаленькую, а результат нас не порадовал, пришлось нам через год расторгнуть контракт. Почему? Потому что одно дело – заниматься теорией в вузе, совсем другое – заниматься практикой с детьми. Или со взрослыми! Это совершенно разные вещи...

Пара слов о носителях языка.

Дороже кандидата наук бывает еще кое-кто – это Его Величество Носитель языка. За общение своего чада с этим драгоценным мистером или мисс (миссис) многие родители готовы отдавать немаленькие суммы. Маленький совет: прежде чем обращаться к услугам носителя, проверьте его биографию. Чем он занимался у себя на родине, какое имеет образование? Образование я имею в виду не то, чем обычно хвалятся носители – CELTA например, а первоначальное образование, то есть на кого он учился, кем работал в своей стране до того, как стал учителем английского? Дело в том, что CELTA – это, конечно же прекрасная штука, но длится это обучение всего месяц. Можно ли назвать высокой квалификацию преподавателя, прошедшего всего лишь месячный курс? Хорошо, если у него до этого был какой-либо педагогический опыт, положительные результаты работы с детьми и/или взрослыми. Но ведь нередки случаи, когда человек не смог ничего добиться в своей профессии, после чего приехал к нам, в Россию, преподавать…А тут мы, с восторгом встречающие всякого иностранца. Возможно, я конечно и преувеличиваю, но … довелось мне быть знакомой с разными «носителями».

Как оценить эффективность занятий с репетитором?

Судить через месяц по успеваемости (как писала одна из мам выше) я бы не советовала: месяц слишком маленький срок, за это время будет проведено порядка 8 занятий (это по графику 2раза/в неделю), возможно, некоторые будут отменены по объективным причинам. С успеваемостью лучше подождать. Здесь логичнее говорить о сроке в 3-4 месяца. Но опять же – это индивидуально. Возможно, ребенок из 3го класса улучшит свои навыки чтения за 6-10 занятий, и оценки у него соответственно тоже могут улучшиться. А если говорить о семикласснике с тройкой, то для превращения тройки в четверку может потребоваться следующая работа: повторить весь пройденный до этого момента курс грамматики, добиться того, чтобы ребенок усвоил непонятные для него моменты, довести их до автоматизма – только  на это может уйти полгода. Причем если скорость усвоения медленная (мы все разные, помним об этом!), то срок увеличится. А помимо грамматики, есть еще лексика – некоторые дети не помнят элементарных вещей, пройденных в начальной школе, и все это надо актуализировать (то есть вытаскивать из глубин памяти и тащить в спонтанную устную речь, образно говоря). А еще есть понимание на слух и чтение, и все это тоже влияет на оценку. То есть чем запущеннее ваш случай, тем больше времени уйдет на то, чтобы увидеть результат. Возможно, вы увидите результат в каких-то частных моментах – текущие оценки, например, улучшатся, а за четверть будет только тройка, т.к. итоговый тест пока «подкачал». 

Думаю, родителям стоит обратить внимание на следующие моменты:

  1. Ваш ребенок стал знать больше слов и речевых образцов на английском?
  2. Он делает меньше ошибок в тестах, в диктантах?
  3. Он лучше понимает английскую речь на слух – аудиофайлы, видеозаписи?
  4. Он лучше понимает грамматические темы?

Однако это все вторично. Самый главный и самый лучший показатель, того, что вы нашли СВОЕГО репетитора: Ваш ребенок с удовольствием ходит на занятия, глазки у него блестят, возвращается он довольный и спешит рассказать вам, что, оказывается «Это вот так…а здесь так…а представляешь, мам, англичане такие смешные, они говорят не как мы, а так…» или еще что-то в этом роде. Ваш сын или ваша дочь стали начинают наслаждаться изучением языка, они садятся делать задания с удовольствием, уверенность в себе постепенно растет, ребенок начинает чувствовать свой успех, свое «Я могу!». Мотивация тоже неустанно идет вверх, ребенок начинает сам начинает искать дополнительные источники изучения английского: включать сериалы или фильмы на языке, не боится англоязычного интернета, а пытается там отыскать нужную для него информацию и т.д. Самый лучший вариант: ребенок пытается ГОВОРИТЬ по-английски, естественно, с ошибками, но главное – старается! Это очень важный момент, пожалуйста, пожалуйста, не исправляйте его ошибки!

 То же самое применимо и к взрослым.